Гиперактивный мочевой пузырь у женщин

Гиперактивный мочевой пузырь – нейрогенное заболевание мочевого пузыря, проявляющееся императивным неконтролируемым позывом к мочеиспусканию и часто сопровождающееся ургентным недержанием мочи. Часто ургентное недержание мочи встречается у пациентов с рассеянным склерозом или болезнью Паркинсона.

Причины гиперактивного мочевого пузыря

Раньше считалось, что учащенное и ургентное мочеиспускание является следствием воспалительных изменений стенки мочевого пузыря – хронического цистита. Но часто у этой категории больных не находили никаких признаков хронического цистита. Ситуация изменилась в 80-х годах прошлого столетия. Тогда стали активно развиваться методы уродинамических исследований. Во время этого обследования у пациентов с гиперактивным мочевым пузырем и ургентным недержанием мочи стали достаточно часто выявлять непроизвольное сокращение детрузора. Это позволило предположить, что проблема гиперактивного мочевого пузыря и ургентного недержания мочи – нейрогенное заболевание мочевого пузыря.

Нейрогенные причины гиперактивного мочевого пузыря - связаны с изменениями регуляции акта мочеиспускания на уровне спинального и мозгового центров мочеиспускания.

Миогенные причины гиперактивного мочевого пузыря - связаны с изменениями рецепторов детрузора в стенке мочевого пузыря в области шейки и треугольника Льето.

Симптомы гиперактивного мочевого пузыря

Гиперактивный мочевой пузырь проявляется учащенным мочеиспускание более восьми раз в сутки, с императивным повелительным позывом, иногда с недержанием мочи. Болезненности при мочеиспускании нет. Часто возникает у женщин в молодом возрасте на фоне хронического цистита или нервных переживаний. Явления гиперактивного мочевого пузыря могут наблюдать у здоровых людей при эмоциональных стрессах. Недержание мочи при гиперактивном мочевом пузыре возникает только на фоне позывы к мочеиспусканию (ургентное недержание мочи) и лечится одновременно с лечением гиперактивного мочевого пузыря.

Диагностика гиперактивного мочевого пузыря

Диагностика гиперактивного мочевого пузыря основывается на жалобах пациентов и оценки дневника мочеиспускания, который отражает характер и частоту мочеиспусканий за определённый период времени. Проводится лабораторная диагностика, УЗИ органов мочевой системы, цистоскопия для исключения хронического цистита, который может проявляться такими же симптомами. Для уточнения диагноза гиперактивного мочевого пузыря с ургентным недержанием мочи выполняется комплексное уродинамическое исследование.

Лечение гиперактивного мочевого пузыря

М-холиноблокаторы

До появления диагноза гиперактивного мочевого пузыря было замечено, что холинолитики уменьшают частоту мочеиспусканий. Эти препараты блокируют м-холинорецепторы в стенке мочевого пузыря, что позволяет увеличить его накопительную способность. Сегодня для лечения гиперактивного мочевого пузыря использую следующие препараты: оксибутинин (Дриптан), толтеродин (Детрол), троспия хлорид (Спазмекса), солифенацин (Везикар). Везикар – препарат с наилучшим спектром безопасности. Во-первых, препарат выпускается в двух дозах – 5 и 10 мг, что удобно для врачей и пациентов. Во-вторых он хорошо переносится пациентами. Если доза повышается до 10 мг, эффект возрастает на 25-30%, но побочные эффекты не усиливаются.

Метод биологической обратной связи и тренинг мочевого пузыря

Очень важно медикаментозную терапию холиноблокаторами сочетать с поведенческой, то есть проводить тренинг мочевого пузыря для лечения гиперактивного мочевого пузыря. Врачам следует рекомендовать пациентам стараться по возможности откладывать позыв к мочеиспусканию. Существует ещё метод лечения биологической обратной связи. Он помогает обучить пациента адекватно сокращать мышцы тазового дна. Для этих целей используется электромиограф. Электроды фиксируются на области промежности. Мочевой пузырь наполняется, и когда возникает позыв к мочеиспусканию, врач просит пациента сократить мышцы тазового дна. Эти сокращения отражаются на экране монитора, что помогает пациенту правильно управлять своими мышцами и контролировать процесс накопления мочевого пузыря. Тренинг мочевого пузыря, биологическая обратная связь, тренировка мышц тазового дна – это непростые методы лечения гиперактивного мочевого пузыря. Они требуют постоянного участия врача, частых посещений пациентов медицинского учреждения. Обычно, когда проводится такое лечение гиперактивного мочевого пузыря, вначале достигается хороший результат. Но когда пациент перестаёт посещать врача и ему рекомендуется проводить тренинг самостоятельно, 80-90% по непонятным причинам прекращают немедикаментозное лечение гиперактивного мочевого пузыря и переходят только на приём препарата.

Введение ботулинического токсина в стенку мочевого пузыря

В последние годы появилась новая возможность для лечения больных с нейрогенной формой гиперактивного мочевого пузыря – это введение ботулинического токсина в стенку мочевого пузыря. При этом, чтобы потенцировать действие ботулинического токсина, дополнительно назначаются холинолитики. Операция выполняется эндоскопическии под местной или внутривенной анестезией, без госпитализации.Эффект операции непостоянный, продолжительность лечебного действия около 4-6 месяцев

Эндоскопическое лечение гиперактивного мочевого пузыря

Эндоскопическое лечение гиперактивного мочевого пузыря - выполняется через мочеиспускательный канал, позволяет прижигать под контролем глаз изменённые участки слизистой мочевого пузыря в области шейки и треугольника Льето. для уменьшения числа рецепторов детрузора, и снижения частоты мочеиспусканий. Операция ТУР-вапоризация шейки мочевого пузыря успешно применяется для лечения гиперактивного мочевого пузыря с ургентным недержанием мочи. Продолжительность операции лечения гиперактивного мочевого пузыря 30-40 минут. Оценка результатов лечения гиперактивного мочевого пузыря проводится через месяц после операции. В нашей клинике получены положительные результаты лечения гиперактивного мочевого пузыря этим методом. Осложнений после операции лечения гиперактивного мочевого пузыря нет. Лечение гиперактивного мочевого пузыря, выполнение операции ТУР мочевого пузыря с лазерной аблацией мы проводим с 2005 года.

Где лечить гиперктивный мочевой пузырь

В нашей клинике стоимость лечение гиперактивного мочевого пузыря, выполнение операции ТУР мочевого пузыря с лазерной абляцией составляет 100 тыс. рублей. Госпитализация на сутки, анестезия общая.